На Южном Урале продолжает реализацию проект «Инклюзия без границ»
Проблемы адаптации детей-инвалидов в обычном детском саду стали темой встречи педагогов с экспертами в рамках общественного проекта «Инклюзия без границ». Более тридцати специалистов из шести детских садов Челябинска изучили на практике, как увлечь ребенка развивающим занятием и быстро научить его новым навыкам.
Проблемы адаптации детей-инвалидов в обычном детском саду стали темой встречи педагогов с экспертами в рамках общественного проекта «Инклюзия без границ». Более тридцати специалистов из шести детских садов Челябинска изучили на практике, как увлечь ребенка развивающим занятием и быстро научить его новым навыкам.
С инициативой таких встреч выступила Челябинская областная общественная организация помощи детям «Открытое сердце», предложив педагогам города принять участие в проекте «Инклюзия без границ». Идею поддержали в администрации города Челябинска и Южно-Уральских государственном и психолого-педагогическом университетах.
«Сегодня мы много говорим про грамотное внедрение процесса инклюзии как обучения особых детей в среде их обычных ровесников и сталкиваемся с тем, что у педагогов есть сложности по их эффективному обучению. Как показывает практика, при использовании в работе методов прикладного анализа поведения, с любым ребенком можно установить контакт и организовать учебный процесс так, чтобы было полезно и интересно всем детям, поэтому мы делимся информацией, как это делать», — прокомментировала работу по проекту председатель Челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце» Елизавета Кириллова.
Необычный мастер-класс прошел в детском саду Челябинска № 40. При этом вначале занятия эксперт в области обучения особых детей Марина Пинкус показала, как легко можно договориться с ребенком, который умеет и красиво сидеть, и внимательно слушать, и выполнять сложные задания, а затем предложила поработать с ребенком разным специалистам, которые общаются с ним повседневной деятельности.
Прежде, чем приступить к заданиям, педагогам напомнили семь простых, но важных правил взаимодействия с ребенком. Так, какая игрушка или действие могут стать поощрением для малыша, который выполнил задание. Чтобы оно было выполнено, инструкцию нужно давать один раз. Желание сотрудничать со взрослым у ребенка формируется только тогда, педагог вызывает у него ассоциации с поощрениями после выполненных заданий.
Затем тренер спортивной гимнастики и воспитатели группы, психолог и логопед, в новом формате попробовали поработать с ребенком: поздороваться с залом, собрать лего, пробежать с обручем. При этом специалисты в зале, пока работал один из их коллег, внимательно наблюдали за происходящим, отвечали на вопросы эксперта, а когда занятие закончилось, пошагово разобрали все этапы работы.
«Лучше один раз сделать и ошибиться, чем знать в теории и не уметь на практике, — отметила старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и психологии педагогического университета Марина Пинкус. —Обратная связь в процессе занятий очень полезна, потому что, когда ты один на один с ребенком, видеть свои неточности в работе сложнее, а подсказки и рекомендации коллег в таких ситуациях очень помогают», — уточнила она.
В мероприятии приняли участие специалисты шести детских садов Челябинска. Среди них — психологи, дефектологи, воспитатели дошкольных муниципальных образовательных учреждений №№ 448, 7, 281, 157, 237, 370 . Кроме обучающих занятий в рамках проекта запланированы встречи с родителями, как обычных, так и особых детей, просмотр и обсуждение тематических фильмов, проведение в детском саду «Уроков доброты».
«Мы с нетерпением ждем семинаров. Это настолько актуально, доступно и востребовано. У меня большой педагогический опыт, но такого подхода к вопросам обучения особых детей я не встречала нигде. Мне очень нравятся не только предлагаемые темы, но и как дается материал. Если бы всем специалистам нашей сферы пройти такое обучение, они были более эффективны»- поделилась своими впечатлениями участник проекта, педагог детского сада Челябинска № 7 Галина Пономарева.