Стенограмма он-лайн встречи с министром социальных отношений Никитиной Татьяной Евгеньевной 01.02.2017
Вопрос: В декабре прошлого года Президент Российской Федерации В.В. Путин заявлял, что было бы целесообразно «направлять некоммерческим организациям до 10% средств региональных и муниципальных социальных программ, чтобы НКО могли участвовать в оказании социальных услуг, которые финансируются за счёт бюджетов». Разрабатывается ли в Челябинской области такая программа поддержки НКО? Когда она будет запущена?
Ответ: В рамках выполнения поручения Президента России (№Пр-2508 от 8 декабря 2015г.):
1) В июле 2016 года первым заместителем Губернатора Челябинской области Е.В.Рединым утвержден Комплексный план мероприятий по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО), осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению Челябинской области, на 2016- 2020 годы. Комплексный план предусматривает мероприятия по расширению механизмов поддержки СОНКО и меры по обеспечению доступа к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление населению услуг в сферах социального обслуживания, физической культуры и спорта, здравоохранения, образования и культуры.
В целях исполнения Комплексного плана проведен анализ принятых нормативных правовых актов и правоприменительной практики на предмет устранения барьеров для участия СОНКО в предоставлении социальных услуг. Анализ показал, что обеспечены необходимые нормативно-правовые условия для участия СОНКО в предоставлении социальных услуг.
2) Распоряжением Губернатора Челябинской области от 22.09.2016г. №992-р создан Координационный совет по модернизации социальной сферы посредством расширения участия организаций негосударственного сектора в предоставлении услуг в социальной сфере. Его цель – скоординировать действия всех заинтересованных органов и служб для расширения участия СОНКО в предоставлении социальных услуг.
3) Приказом Министерства социальных отношений Челябинской области от 21.10.2014г. №521 утвержден порядок формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг.
Войти в реестр поставщиков социальных услуг может фактически любая организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по социальному обслуживанию*. В настоящее время в реестре состоят: 111 государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты населения, 1 НКО, 1 общество с ограниченной ответственностью.
Сведения, содержащиеся в реестре, являются общедоступными, открытыми и размещаются на официальном сайте Минсоцотношений в сети «Интернет».
*В реестр вносятся поставщики социальных услуг, отвечающие следующим минимальным требованиям:
- регистрация в качестве юридического лица (индивидуального предпринимателя) на территории Челябинской области;
- отсутствие неисполненных предписаний, вынесенных надзорными органами по результатам проверок, за последние 3 года;
- предоставление в рамках основной деятельности социальных услуг, входящих в перечень социальных услуг, утвержденный законодательством Челябинской области, по одной из форм или по всем формам социального обслуживания, в полном объеме.
К поставщикам социальных услуг не предъявляются требования в части штатных расписаний, соответствия работников профессиональным стандартам. Кроме того, требования к опыту работы на рынке социальных услуг сокращены с трех до одного года.
Для включения в реестр поставщики социальных услуг представляют в Минсоцотношений ряд документов, в том числе:
- заявление о включении в реестр;
- копии учредительных документов;
- копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, являющихся поставщиками социальных услуг;
- копии лицензий, имеющихся у поставщика социальных услуг;
- сведения о формах социального обслуживания;
- информацию о предоставляемых социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг, об общем количестве мест, предназначенных для предоставления социальных услуг, условиях предоставления социальных услуг.
Вопрос: Ведется ли возглавляемым Вами министерством статистика относительно того, сколько несовершеннолетних было возвращено приемными родителями обратно в специализированные учреждения. Какова динамика усыновления? Положительная или отрицательная? Если можно отдельно по муниципалитетам, как там, на местах обстоят дела в данной сфере?
Ответ: Данная статистика ведется на протяжении нескольких лет. С 2011 г. численность детей, возвращенных из замещающих семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилась на 51% (с 143 до 70 детей).
Справочно:
- по 1 возвращенному ребенку – в Еткульском, Карталинском, Красноармейском, Нагайбакском, Саткинском и Чебаркульском муниципальных районах, Карабашском, Миасском и Снежинском городских округах.
- возвращено по 2 ребенка – Ашинский, Брединский, Варненский и Кусинский муниципальные районы, Златоустовский, Озерский и Трехгорный городские округа;
- по 3 ребенка – Агаповский, Каслинский и Пластовский муниципальные районы, г. Чебаркуль;
- по 4 ребенка – Кунашакский, Октябрьский и Уйский муниципальные районы,
- по 5 детей – Копейский и Троицкий городские округа, Увельский муниципальный район;
- 8 детей в Магнитогорском городском округе.
Основными причинами возвратов детей являются: отсутствие взаимопонимания между детьми и опекунами (попечителями); ухудшение состояния здоровья у опекуна или детей; отстранение опекунов (попечителей) за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей.
Вопрос: В Собрание депутатов поступил ряд обращений от детей сирот, получивших по программе «Жилье для детей сирот» жилые помещения. Люди говорят о невозможности получения субсидий на оплату затрат на услуги ЖКХ. Они объясняют, что из-за некорректной формулировки в договоре найма можно получить только временную регистрацию на жилплощади. А для получения субсидий необходима постоянная регистрация. Таким образом, дети сироты не могут воспользоваться правом на получение субсидии, являясь малообеспеченной категорией граждан, данное противоречие только усиливает их социальную незащищенность. Просим ходатайствовать перед Правительством РФ об урегулировании данной правовой коллизии или принять внутренние нормативные акты, регулирующие данную ситуацию.
Ответ: В соответствии с письмом Федеральной миграционной службы от 08.06.2015г. №СК-1/3-6839 предусмотрено, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам осуществляется однократно для их постоянного проживания с последующим исключением жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключением с такими гражданами договора социального найма в отношении занимаемого ими жилого помещения. В связи с чем, нормативные правовые акты, регламентирующие регистрацию и снятие граждан Российской Федерации по месту пребывания (жительства) не содержат ограничений для регистрации указанной категории граждан по месту жительства в данные жилые помещения при наличии от них соответствующего заявления о регистрации по месту жительства установленной формы, заверенного наймодателем, предоставившим жилое помещение.
Данные разъяснения уже доводились до сведения органов социальной защиты населения в марте 2016г.
Жилищные субсидии предоставляются гражданам только по месту их постоянного жительства.
В случае, если граждане проживают в жилых помещениях по месту пребывания (что подтверждается справками о регистрации по месту пребывания), то жилищная субсидия может быть им предоставлена только в случае установления этого временного жилья местом постоянного жительства в судебном порядке.
Решение проблемы, связанной с правом на получение жилищной субсидии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих по месту временной регистрации, возможно только посредством внесения изменений в федеральное законодательство.
Предложения по обеспечению максимальной реализации права на получение жилищных субсидий всех граждан, имеющих на это право, из числа действительно малоимущих семей неоднократно направлялись Министерством в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Учитывая значимость указанного вопроса, Министерство вновь выйдет с инициативой о предоставлении жилищных субсидий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим по месту временной регистрации.
Вопрос: Будут ли предусмотрены в этом году в областном бюджете средства на оказание единовременной социальной помощи по газификации домовладений для одиноко проживающих пенсионеров? Рассматривается ли такая же помощь многодетным семьям, семьям, воспитывающим детей с ОВЗ?
Ответ: В 2017 году в областном бюджете на указанные цели предусмотрено 19009,6 тыс. рублей, на 2018 – 2019 годы по 14009,6 тыс. рублей ежегодно.
В соответствии с Законом Челябинской области от 25.01.1996г.
№16-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Челябинской области» и Порядком предоставления ветеранам Великой Отечественной войны единовременной материальной помощи на ремонт жилья, подводку к дому газопровода и установку внутридомового газового оборудования, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 19.06.2012г. № 283-П, предусмотрено оказание единовременной материальной помощи на текущий и капитальный ремонт жилья и подводку к дому газопровода и установку внутридомового газового оборудования следующим категориям граждан:
1) неработающим одиноко проживающим ветеранам Великой Отечественной войны, которым установлена (назначена) страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях";
2) неработающим одиноко проживающим супружеским парам, обоим супругам в которых установлена (назначена) страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" и один из супругов в которых является ветераном Великой Отечественной войны;
3) неработающим одиноко проживающим вдовам погибших в годы Великой Отечественной войны участников Великой Отечественной войны, которым установлена (назначена) страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Внесения изменений в данный нормативный правовой акт не планируется.
Меры социальной поддержки семей, имеющих детей, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Челябинской области многодетная семья имеет право на следующую поддержку:
- удостоверение многодетной семьи Челябинской области;
- компенсация части родительской платы за содержание ребенка в дошкольной образовательной организации;
- бесплатные путевки в санаторно-оздоровительные детские лагеря круглогодичного действия для детей школьного возраста до достижения ими 18 лет, в том числе для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за исключением детей-инвалидов, с продолжительностью санаторной смены 24 календарных дня для организации отдыха, оздоровления, закаливающих и лечебно-профилактических процедур (по медицинским показаниям);
- бесплатное обеспечение лекарственными средствами детей до 6 лет;
- бесплатное посещение государственных областных учреждений культуры и спорта.
В случае, если многодетная семья имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, она имеет право на следующие меры социальной поддержки:
- ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (размер выплаты с 01.01.2017 г. составляет 1166 руб.);
- ежемесячное пособие на ребенка (размер пособия с 01.01.2017г. составляет 275 руб.; на детей одиноких матерей и детей-инвалидов размер пособия увеличен вдвое и составляет 550 руб. ежемесячно);
- бесплатные путевки в загородные лагеря отдыха и оздоровления детей для детей школьного возраста до достижения ими 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- бесплатное обеспечение детей первого-второго года жизни специальными продуктами детского питания;
- единовременное социальное пособие на подготовку детей к учебному году (в размере 1500 руб. на одного ребенка);
- оказание материальной и натуральной помощи.
Меры социальной поддержки носят заявительный характер, для их оформления при наличии правовых оснований семье необходимо обратиться в управление социальной защиты населения по месту регистрации.
Кроме того, многодетным семьям, в собственности которых находятся автомобили легковые с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 кВт) включительно, предоставляется льгота по транспортному налогу (семьи платят налог по ставке 1 рубль с каждой лошадиной силы только в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика).
По данному вопросу необходимо обращаться в территориальный участок Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по месту Вашей регистрации.
Многодетным семьям, в том числе неполным семьям, воспитывающим трех и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), пасынков, падчериц), а также детей старше 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет предоставляются бесплатно земельные участки в собственность. Для рассмотрения вопроса о включении семьи в очередь на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства необходимо обращаться в администрацию по месту регистрации.
Вопроc: Семья инвалида не была обеспечена в 2016 году подгузниками в количестве 516 шт. Будут ли возмещены расходы за покупку подгузников. Будет ли осуществляться выдача технических средств для инвалидов в этом году?
Ответ: В настоящее время, решить вопрос по недополученным техническим средствам реабилитации не представляется возможным, в связи с передачей полномочий с 1 января 2017 года по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в Государственное Учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования.
Вместе с тем, специалистами Минсоцотношений проводится работа по информированию граждан о передаче полномочий и местонахождении Фонда социального страхования.
Учитывая изложенное, с 01.01.2017 года по всем вопросам обеспечения техническими средствам реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями и санаторно-курортным лечением гражданам имеющим группу инвалидности необходимо обращаться в Государственное учреждение - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, по адресу: г.Челябинск, ул.Цвиллинга, д.22, подъезд №4, телефон для справок (351) 263-27-43.
Вопрос: Являюсь многодетным отцом, пятеро детей. Во владении у нас есть автомобиль. Ежегодно платим транспортный налог в размере 18 тысяч рублей. Слышал, что в других регионах многодетные семьи освобождены от уплаты налога. Можно ли в Челябинской области тоже установить такую льготу для многодетных?
Ответ: Многодетным семьям, в собственности которых находятся автомобили легковые с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 кВт) включительно, предоставляется льгота по транспортному налогу (семьи платят налог по ставке 1 рубль с каждой лошадиной силы только в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика).
По данному вопросу необходимо обращаться в территориальный участок Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по месту регистрации.
Меры социальной поддержки семей, имеющих детей определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Вопрос: Являюсь матерью ребенка-инвалида. Где родители детей-инвалидов могут получить исчерпывающий ответ на вопрос, какие льготы положены таким семьям? Есть ли отдел, куда можно обратиться и узнать обо всех льготах сразу? Чтобы не обращаться отдельно в налоговую службу, отдельно в Пенсионный фонд и так далее.
Ответ: Информация о мерах социальной поддержки семей с детьми, в том числе семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, размещается на сайтах Министерства социальных отношений Челябинской области http://minsoc74.ru, http://invachel.ru, Управлений социальной защиты населения муниципальных образований области. Специалист управления социальной защиты населения должен проконсультировать по всем льготам.
Вопрос: В 2017 году исполняется 60 лет со дня аварии на ПО «Маяк». Какие дополнительные меры социальной поддержки запланированы для граждан пострадавших от воздействия радиации, вследствие аварии на ПО «Маяк» в связи с юбилейной датой?
Ответ: Разработку плана мероприятий в связи с 60-летием аварии на ПО «Маяк» осуществляет Министерство экологии Челябинской области. Предложения для включения в план Министерством социальных отношений представлены. В настоящее время идет доработка плана мероприятий с привлечением Госкорпорации «Росатом», ФГУП «ПО «Маяк».
Вопрос: Я зарегистрировалась на сайте гос. услуг. Какие услуги я могу заказать через этот сервис?
Ответ: Перечень государственных услуг, подать заявление на получение которых возможно через портал Госуслуги.ру, размещен на сайте Министерства социальных отношений Челябинской области (http://minsoc74.ru). Во всех управлениях социальной защиты населения граждане могут зарегистрироваться на Едином портале государственных и муниципальных услуг и подать заявление по 22 услугам.
Услуги для граждан, имеющих детей
1. Предоставление путевок в загородные лагеря отдыха и оздоровления детей детям, находящимся в трудной жизненной ситуации
2. Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка
3. Назначение и выплата областного единовременного пособия при рождении ребенка
4. Назначение многодетной семье ежемесячной денежной выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг
5. Назначение и выплата по уходу за ребенком
Услуги по оформлению удостоверений, дающих право на меры социальной поддержки
1. Выдача удостоверений о праве на льготы членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших при исполнении обязанностей военной службы
2. Выдача удостоверения инвалида Великой Отечественной войны и удостоверения инвалида о праве на льготы проживающим на территории Челябинской области инвалидам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам
3. Выдача удостоверения ветерана Великой Отечественной войны
4. Присвоение звания "Ветеран труда" и выдача удостоверения "Ветеран труда"
Услуги по опеке и попечительству
1. Прием органами опеки и попечительства документов от лиц, желающих установить опеку (попечительство) над определенной категорией граждан (несовершеннолетними гражданами, лицами, признанными в установленном законом порядке недееспособными (ограниченно дееспособными)
2. Назначение и выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), денежных выплат на реализацию бесплатного проезда на детей, обучающихся в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях, денежной компенсации материального обеспечения и единовременной денежной выплаты
3. Назначение и выплата денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи, денежных выплат на реализацию бесплатного проезда на детей, обучающихся в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях, денежной компенсации материального обеспечения и единовременной денежной выплаты, вознаграждения, причитающегося приемному родителю, и социальных гарантий приемной семье
4. Оформление предварительного разрешения органа опеки и попечительства на совершение сделки по отчуждению жилых помещений в случаях, установленных законодательством Российской Федерации
Компенсация расходов жилищно-коммунальных услуг
1. Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
2. Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан
3. Предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Челябинской области
Прочие услуги
1. Назначение и выплата пенсий по случаю потери кормильца родителям военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы
2. Выплата инвалидам компенсаций страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцам транспортных средств
3. Назначение и выплата социального пособия на погребение, возмещение стоимости услуг по погребению
4. Выплата единовременного социального пособия
5. Организация предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и ветеранов Великой Отечественной войны вне зависимости от даты постановки на учет
6. Предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме
Вопрос: Расчет компенсации производят около двадцати поставщиков ЖКУ. В поручениях до настоящего времени не указывается, за какие виды ЖКУ рассчитана компенсация. Обращаться в Управление социальной защиты населения с квитанциями для категории инвалидов ежемесячно, после оплаты ЖКУ неудобно. Можно ли изменить ситуацию?
Ответ: Федеральным льготным категориям граждан форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов по фактическим начислениям установлена федеральным законодательством (ст.17 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.14, 15, 16, 18, 21 Федерального закона от 12 января 1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», законодательство Российской Федерации, устанавливающее меры социальной поддержки ветеранам подразделений особого риска и отдельным категориям граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне). Предоставление компенсации расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, какова компетенция органов муниципальной власти в вопросах социальной поддержки, защиты прав несовершеннолетних, находящихся под опекой.
Ответ: Вопросы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан регулируются законодательством Российской Федерации, в том числе Семейным кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 г. №223-ФЗ и Федеральным законом от 24.04.2008г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее по тексту – Федеральный закон).
Статьей 6 Федерального закона определено, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству. В целях реализации данной нормы на территории Челябинской области принят Закон Челябинской области от 27.09.2007г. №202-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству».
Согласно статье 3 указанного Закона Челябинской области органы местного самоуправления наделены рядом государственных полномочий, в том числе в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводят работу по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Справочно:
- организации выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проведения в течение трех дней со дня получения сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, обследования условий их жизни, установления факта отсутствия родительского попечения и ведения учета таких детей;
- временного исполнения обязанностей опекуна (попечителя) до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечения устройства ребенка в течение одного месяца со дня поступления сведений об отсутствии родительского попечения, направления сведений о таком ребенке по истечении указанного срока в орган исполнительной власти Челябинской области для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в случае невозможности передачи ребенка на воспитание в семью;
- передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, в том числе установления опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки или попечительства;
- осуществления последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от форм их устройства;
- дачи согласия на исключение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из образовательной организации;
- принятия мер по защите жилищных прав, сохранности имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дачи предварительного разрешения на совершение сделок с жилыми помещениями и иным имуществом несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также оказания помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных;
- принятия решения об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (об эмансипации);
- обращения в суд с исками: о лишении родительских прав; об ограничении родительских прав; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим; о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них); об устранении препятствий к общению ребенка с близкими родственниками; об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; в других установленных законодательством Российской Федерации случаях;
- принятия участия при рассмотрении судом дел: об ограничении родительских прав; о лишении родительских прав; о восстановлении в родительских правах; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим; о порядке осуществления родительских прав родителем, отдельно проживающим от ребенка; об установлении усыновления (удочерения) детей; об отмене усыновления (удочерения) детей; по защите других прав и интересов несовершеннолетних, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- участия в принудительном исполнении решений суда, связанных с отобранием ребенка у родителей (одного из них) и передачей его другому лицу (лицам);
- немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью;
- дачи разрешений в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, на контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом;
- принятия решения о снижении брачного возраста;
- дачи согласия на установление отцовства в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях;
- получения согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях;
- оказания гражданам необходимой помощи по вопросам опеки и попечительства, охраны прав и интересов несовершеннолетних;
- рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан по вопросам опеки (попечительства), принятия по ним необходимых мер;
- привлечения общественности к работе органов опеки и попечительства;
- заключения договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- принятия решения об освобождении (отстранении) опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей;
- информирования граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказания содействия в подготовке таких документов.
Также органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:
- осуществление защиты имущественных и личных неимущественных прав несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопрос: Будут ли предусмотрены в 2017-2019 годах в областном бюджете средства на оказание единовременной социальной помощи по газификации домовладений для одиноко проживающих пенсионеров?
Ответ: В 2017 году в областном бюджете на указанные цели предусмотрено 19009,6 тыс. рублей, на 2018 – 2019 годы по 14009,6 тыс. рублей ежегодно.
В соответствии с Законом Челябинской области от 25.01.1996г.
№16-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Челябинской области» и Порядком предоставления ветеранам Великой Отечественной войны единовременной материальной помощи на ремонт жилья, подводку к дому газопровода и установку внутридомового газового оборудования, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 19.06.2012г. № 283-П, предусмотрено оказание единовременной материальной помощи на текущий и капитальный ремонт жилья и подводку к дому газопровода и установку внутридомового газового оборудования следующим категориям граждан:
1) неработающим одиноко проживающим ветеранам Великой Отечественной войны, которым установлена (назначена) страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях";
2) неработающим одиноко проживающим супружеским парам, обоим супругам в которых установлена (назначена) страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" и один из супругов в которых является ветераном Великой Отечественной войны;
3) неработающим одиноко проживающим вдовам погибших в годы Великой Отечественной войны участников Великой Отечественной войны, которым установлена (назначена) страховая пенсия в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Внесения изменений в данный нормативный правовой акт не планируется.
Вопрос: Возможно ли рассмотреть возможность оказания государственной поддержки иным льготной категориям граждан: многодетным семьям, семьям, воспитывающим детей с ОВЗ?
Ответ: Меры социальной поддержки семей, имеющих детей, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Челябинской области многодетная семья имеет право на следующую поддержку:
- удостоверение многодетной семьи Челябинской области;
- компенсация части родительской платы за содержание ребенка в дошкольной образовательной организации;
- бесплатные путевки в санаторно-оздоровительные детские лагеря круглогодичного действия для детей школьного возраста до достижения ими 18 лет, в том числе для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за исключением детей-инвалидов, с продолжительностью санаторной смены 24 календарных дня для организации отдыха, оздоровления, закаливающих и лечебно-профилактических процедур (по медицинским показаниям);
- бесплатное обеспечение лекарственными средствами детей до 6 лет;
- бесплатное посещение государственных областных учреждений культуры и спорта.
В случае, если многодетная семья имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, она имеет право на следующие меры социальной поддержки:
- ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (размер выплаты с 01.01.2017 г. составляет 1166 руб.);
- ежемесячное пособие на ребенка (размер пособия с 01.01.2017г. составляет 275 руб.; на детей одиноких матерей и детей-инвалидов размер пособия увеличен вдвое и составляет 550 руб. ежемесячно);
- бесплатные путевки в загородные лагеря отдыха и оздоровления детей для детей школьного возраста до достижения ими 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- бесплатное обеспечение детей первого-второго года жизни специальными продуктами детского питания;
- единовременное социальное пособие на подготовку детей к учебному году (в размере 1500 руб. на одного ребенка);
- оказание материальной и натуральной помощи.
Меры социальной поддержки носят заявительный характер, для их оформления при наличии правовых оснований семье необходимо обратиться в управление социальной защиты населения по месту регистрации.
Кроме того, многодетным семьям, в собственности которых находятся автомобили легковые с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 36 лошадиных сил (до 26,47 кВт) включительно, предоставляется льгота по транспортному налогу (семьи платят налог по ставке 1 рубль с каждой лошадиной силы только в отношении одного транспортного средства по выбору налогоплательщика).
По данному вопросу необходимо обращаться в территориальный участок Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по месту Вашей регистрации.
Многодетным семьям, в том числе неполным семьям, воспитывающим трех и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), пасынков, падчериц), а также детей старше 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет предоставляются бесплатно земельные участки в собственность. Для рассмотрения вопроса о включении семьи в очередь на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства необходимо обращаться в администрацию по месту регистрации.
Вопрос: Существует ли в нашей области такая услуга, как оказание содействия доставки в медицинские учреждения граждан, ведущих асоциальный образ жизни: алкоголиков, наркоманов, граждан БОМЖ, граждан из мест лишения свободы на транспорте медучреждения до получения заключения об отсутствии указанных заболеваний (туберкулез, чесотка, СПИД)?
Ответ: Данная работа не осуществляется в связи с тем, что указанная услуга не входит в перечень закрепленных социальных услуг, утвержденных законом Челябинской области от 23.10.2014г. № 36-ЗО «Об организации социального обслуживания граждан в Челябинской области» и постановлением Правительства Челябинской области от 21.10.2015г. № 546-П «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг».
Вопрос: Планируется ли расширение сети социальных центров по принятию лиц без определенного места жительства, либо создание дополнительных мест в уже имеющихся центрах для данной категории лиц?
Ответ: Социальные услуги в Челябинской области предоставляются в соответствии с законом Челябинской области от 23.10.2014г. №36-ЗО «Об организации социального обслуживания граждан в Челябинской области» и постановлением Правительства Челябинской области от 21.10.2015г. №546-П «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг».
В настоящее время в перечень поставщиков социальных услуг Челябинской области входят пять муниципальных учреждений социального обслуживания граждан без определённого места жительства, предоставляющие социальные услуги в полустационарной форме в условиях временного приюта, в общей сложности на 400 мест.
Действующей сети учреждений достаточно для удовлетворения потребности граждан в данном виде услуг, тем более, что потребность размещения данной категории лиц в учреждениях носит сезонный характер: наиболее востребовано в осенне-зимний период. В теплое время года учреждения для лиц без определенного места жительства с трудом выполняют план койко-мест. В таких условиях создание дополнительных мест в учреждениях для лиц без определенного места жительства не планируется.
Вопрос: В Пластовском муниципальном районе лицам из числа детей-сирот представляется жилье на первичном рынке по специализированному найму. В большинстве случаев лица, получившие жилье не выполняют обязанности по оплате ЖКУ. По истечение 5 лет долги за коммунальные услуги станут огромными. Со стороны системы социальной защиты проводится надлежащий контроль и проверки данных лиц, но это не приносит положительных результатов. Какие имеются пути решения проблемы?
Ответ: В соответствии с типовой формой договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2013г. №548 обязанность по оплате услуг ЖКХ на нанимателя жилого помещения возложена обязанность по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (обязательные платежи).
Пунктом 17 типовой формы договора предусмотрено расторжение договора, в том числе в судебном порядке в случае не внесения нанимателем жилого помещения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более 6 месяцев.
Жилищные субсидии предоставляются гражданам
при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению
Получение жилищной субсидии детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возможно только при наличии постоянной регистрации по месту жительства и отсутствии долга по оплате за жилищно-коммунальные услуги (заключении соглашения о его реструктуризации).
Вопрос: С 1 января 2017 года полномочия по обеспечению техническими средствами реабилитации и обеспечению путёвками на санаторно – курортное лечение переданы Челябинскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ. При обращении граждан в Фонд социального страхования им отказывают в закрытии долговпрошлых лет. Как получить недополученные технические средства реабилитации (памперсы, пелёнки и др.)?
Ответ: Ежегодно федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год на мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации предусматривались бюджетные ассигнования в объеме, не позволяющем удовлетворить полную потребность инвалидов в технических средствах реабилитации. Аналогичная ситуация складывалась и в отношении 2016 года.
На 2016 год размер субвенции из федерального бюджета, выделенный на обеспечение техническими средствами реабилитации Челябинской области, составил 523 118,5 тыс. руб., а потребность в денежных средствах превысила объем выделенных и составила 1 656 755,5 тыс.руб.
В настоящее время, решить вопрос по недополученным техническим средствам реабилитации не представляется возможным, в связи с передачей полномочий с 1 января 2017 года по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в Государственное Учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования.
Вместе с тем, специалистами Минсоцотношений проводится работа по информированию граждан о передаче полномочий и местонахождении Фонда социального страхования.
Учитывая изложенное, с 01.01.2017 года по всем вопросам обеспечения техническими средствам реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями и санаторно-курортным лечением гражданам, имеющим группу инвалидности, необходимо обращаться в Государственное учреждение - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, по адресу: г.Челябинск, ул. Цвиллинга, д.22, подъезд №4, телефон для справок (351)263-27-43.
Вопрос: Очень мало выделяется путёвок на санаторно-курортное лечение ветеранам труда. Будет ли увеличено финансирование, выделяемое на эти цели?
Ответ: Постановлением Правительства Челябинской области от 20.12.2016г. №674-П «О государственной программе Челябинской области «Развитие социальной защиты населения в Челябинской области» на 2017-2019 годы» из средств областного бюджета на организацию санаторно-курортного лечения ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда, не являющихся инвалидами на 2017 - 2019 годы предусмотрено ежегодно 6882,0 тыс. рублей.
После проведения конкурсных процедур по оказанию услуг по санаторно-курортному лечению ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда, путевки будут распределены пропорционально численности ветеранов, состоящих на учете и нуждающихся в санаторно-курортном лечении.
Вопрос: Возможно ли увеличить количество путёвок в загородные лагеря и санаторно-оздоровительные учреждения для детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации на летний период?
Ответ: Министерство социальных отношений Челябинской области (далее – Министерство) организует отдых и оздоровление детей в круглогодичном режиме (согласно Закону Челябинской области от 31 марта 2010 г. № 549-ЗО «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время) в Челябинской области») по двум направлениям:
1) в санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия (для детей школьного возраста до 18 лет, в том числе для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за исключением детей-инвалидов);
2) в загородных лагерях отдыха и оздоровления детей (для детей школьного возраста до 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации).
Приобретение путевок осуществляется в соответствии с действующим законодательством, регулирующим процедуры закупа товаров, работ, услуг для государственных нужд.
По итогам процедур закупок определяются поставщики услуг – оздоровительные учреждения, с которыми заключаются государственные контракты.
При этом в конкурсной документации и государственных контрактах предусматривается, что предоставление путевок со сроками заездов в летнее время должно составлять не менее 50% от общего количества.
В 2017 году увеличилось финансирование за счет средств областного бюджета на оздоровление детей в санаторно-оздоровительных детских лагерях на 20 млн. руб. по сравнению с 2016 г.
Вопрос: Являюсь вдовой ликвидатора чернобыльской аварии. У меня не принимают документы на обмен удостоверения. Прошу помочь.
Ответ: Ваш вопрос взят на контроль и будет решен в частном порядке.
Вопрос: Слышала, что я могу оценить социальные учреждения, очень уж мне бы хотелось поблагодарить наш комплексный центр социального обслуживания! Я там провожу очень много времени - обучилась работе на компьютере, занимаюсь в тренажерном зале, вышиваю. Как это можно сделать?
Ответ: Свой отзыв Вы можете оставить на сайте Министерства социальных отношений в специальной анкете, либо на сайте УСЗН, где также есть специальная форма для независимой оценки качества обслуживания в наших учреждениях.